Тема № 9
Как определить способности вашего ребенка
Цель - познакомить родителей с возможностью определения уровня и типа способностей своего ребенка

Обычно проблема определения уровня и типа способностей ребенка встает перед родителями особенно остро в период выбора того или иного учебного заведения: будь то специализированный детский сад или школа, студия, кружок, секция. В каком возрасте можно наверняка сказать, к какому виду деятельности более всего предрасположен малыш? Как сделать правильный выбор, чтобы не навредить ему?
Для начала необходимо разобраться в таких понятиях, как способности, задатки, склонности. Какая между ними связь и чем они отличаются?
Способности – индивидуально-психологические особенности человека, которые имеют отношение к успешности выполнения одного или нескольких видов деятельности.
Когда ребенок только родился, мы не сможем сразу ответить на вопрос: какими способностями он обладает, так как ребенок развивается с самого момента рождения. Поэтому нельзя понимать под способностями только врожденные возможности ребенка.
Врожденными могут быть лишь анатомические, психологические или физиологические особенности, еще их называют задатками, которые лежат в основе развития способностей. Сами же способности всегда являются результатом развития.
Таким образом, задатки - некоторые генетические особенности строения мозга и нервной системы, органов чувств и движения, которые выступают в качестве природных предпосылок развития способностей.
Например, легкий опорно-двигательный аппарат и пластичные мышцы служат задатком для развития гимнастических и танцевальных способностей. Задатки несут в себе возможности для развития способностей в процессе обучения, воспитания, трудовой деятельности. Вот почему так важно как можно раньше выявить задатки детей, с тем, чтобы целенаправленно формировать их способности.
Задатки, прежде всего, проявляются в склонностях к определенному виду деятельности (специальные способности) или в повышенной любознательности ко всему (общая способность).

Склонности – это первый и наиболее ранний признак зарождающейся способности. Склонность проявляется в стремлении, тяготении ребенка к определенной деятельности (рисованию, занятию музыкой).
Итак, способности представляют сплав природного и приобретенного. Природные свойства, являясь врожденными, перерабатываются и развиваются в условиях воспитания и в процессе труда. Важно отметить, что врожденность задатков не всегда означает их наследственность.
Например, в семье Бахов было 60 музыкантов, 20 из них выдающихся, то есть в данном случае можно сказать о наследственности задатка. Но известно, что у многих выдающихся людей были не ничем не примечательные дети, несмотря на хорошее образование. Можно сказать, что все задатки врожденны, но не все задатки наследственны.
Для того чтобы определить, какими способностями обладает ребенок, необходимо ответить на вопрос: а какие вообще бывают способности? Психологи классифицируют способности в соответствии с несколькими сферами деятельности :
|
Тест «Как определить способности Вашего ребенка?»
Предлагаемый тест поможет родителям определить, какие способности у ребенка наиболее ярко выражены: лингвистические, музыкальные, логико-математические, телесно-кинематические, пространственные способности, знание себя или знание других людей. Ответьте на следующие вопросы:
1. Ваш ребенок превосходно запоминает стихи и отрывки телепередач?
2. Ваш ребенок замечает, когда Вы грустны или веселы?
3. Ваш ребенок задает вопросы типа: «Когда началось время?»
4. Ваш ребенок никогда не заблудится в незнакомом месте?
5. Ваш ребенок особенно грациозно движется?
6. Ваш ребенок любит слушать музыку и напевать мелодии.
7. Ваш ребенок часто интересуется, откуда берутся гром и молния, почему идет дождь и т.д.?
8. Если Вы переставите слова в известной сказке, ребенок поправит Вас?
9. Ваш ребенок быстро научился завязывать шнурки на ботинках и ездить на велосипеде?
10. Вашему ребенку нравится играть разные роли и ставить пьесы?
11. Во время автомобильных поездок Ваш ребенок запоминает особенности местности?
12. Ребенок любит слушать разные музыкальные инструменты и различать их, слыша звуки?
13. Ваш ребенок хорошо чертит карты и четко обозначает объекты?
14. Ваш ребенок изображает мимически различные выражения и движения?
15. Ваш ребенок любит (ил) сортировать игрушки по размеру и цвету?
16. Ваш ребенок способен связывать поступки с чувствами, например, может ли он сказать: «Я сделал так, потому что рассердился»?
17. Ваш ребенок любит рассказывать истории и это ему удается? 18. Ваш ребенок комментирует различные звуки?
19. Познакомившись с кем-то впервые, ребенок говорит: «Он мне напоминает того-то и того-то».
20. Ваш ребенок может точно оценить свои возможности, определить, что он сумеет и чего не сумеет сделать?
Пояснения:
Вопросы 1,8,17 - лингвистические способности.
Вопросы 6,12,18 - музыкальные способности.
Вопросы 3,7,15 - логико-математические.
Вопросы 5,9,14 - телесно-кинематические способности.
Вопросы 10,16,20 - знание себя.
Вопросы 2,10,19 - знание других людей.
Вопросы 4,11,13 - пространственные способности.
Если Вы ответили «Да» на все три утверждения, соответствующие определенному виду способностей, это значит, что ребенок обладает ярко выраженными способностями этого типа.
