Муниципальная дошкольная образовательная организация

"Ясли-сад комбинированного типа № 23 "РАДУГА" г. Харцызска

Понедельник, 22.12.2025, 22:47
Приветствую Вас, Гость

Тема № 9

Как определить способности вашего ребенка

Цель - познакомить родителей с возможностью определения уровня и типа способностей своего ребенка

Обычно проблема определения уровня и типа способностей ребенка встает перед родителями особенно остро в период выбора того или иного учебного заведения: будь то специализированный детский сад или школа, студия, кружок, секция. В каком возрасте можно наверняка сказать, к какому виду деятельности более всего предрасположен малыш? Как сделать правильный выбор, чтобы не навредить ему?

Для начала необходимо разобраться в таких понятиях, как способности, задатки, склонности. Какая между ними связь и чем они отличаются?

Способности – индивидуально-психологические особенности человека, которые имеют отношение к успешности выполнения одного или нескольких видов деятельности.

Когда ребенок только родился, мы не сможем сразу ответить на вопрос: какими способностями он обладает, так как ребенок развивается с самого момента рождения. Поэтому нельзя понимать под способностями только врожденные возможности ребенка.

Врожденными могут быть лишь анатомические, психологические или физиологические особенности, еще их называют задатками, которые лежат в основе развития способностей. Сами же способности всегда являются результатом развития.

Таким образом, задатки - некоторые генетические особенности строения мозга и нервной системы, органов чувств и движения, которые выступают в качестве природных предпосылок развития способностей.

 Например, легкий опорно-двигательный аппарат и пластичные мышцы служат задатком для развития гимнастических и танцевальных способностей. Задатки несут в себе возможности для развития способностей в процессе обучения, воспитания, трудовой деятельности. Вот почему так важно как можно раньше выявить задатки детей, с тем, чтобы целенаправленно формировать их способности.

Задатки, прежде всего, проявляются в склонностях к определенному виду деятельности (специальные способности) или в повышенной любознательности ко всему (общая способность).

Склонности – это первый и наиболее ранний признак зарождающейся способности. Склонность проявляется в стремлении, тяготении ребенка к определенной деятельности (рисованию, занятию музыкой).

Итак, способности представляют сплав природного и приобретенного. Природные свойства, являясь врожденными, перерабатываются и развиваются в условиях воспитания и в процессе труда. Важно отметить, что врожденность задатков не всегда означает их наследственность.

Например, в семье Бахов было 60 музыкантов, 20 из них выдающихся, то есть в данном случае можно сказать о наследственности задатка. Но известно, что у многих выдающихся людей были не ничем не примечательные дети, несмотря на хорошее образование. Можно сказать, что все задатки врожденны, но не все задатки наследственны.

Для того чтобы определить, какими способностями обладает ребенок, необходимо ответить на вопрос: а какие вообще бывают способности? Психологи классифицируют способности в соответствии с несколькими сферами деятельности :

Сфера деятельности, в которой проявляются способности:

Характеристика ребенка

интеллектуальная

  • наблюдателен;
  • разносторонне любознателен;
  • имеет исключительную память;
  • охотно и легко учится;
  • знает многое, о чем его сверстники и не подозревают;
  • умеет хорошо излагать свои мысли.

академических достижений

Чтение:

  • часто выбирает своим занятием чтение;
  • использует богатый словарный запас;
  • подолгу сохраняет внимание, когда ему читают;
  • способен долго удерживать в памяти символы, буквы и слова;
  • демонстрирует умение читать.

Математика:

  • проявляет большой интерес к вычислениям, измерениям, взвешиванию или упорядочиванию предметов;
  • проявляет необычное для своего возраста понимание математических отношений;
  • демонстрирует легкость в восприятии и запоминании математических символов (цифр и знаков);
  • с легкостью выполняет простейшие операции сложения и вычитания;
  • разбирается в измерении времени (часы, календари) или денег.

Естествознание:

  • внимателен к предметам и явлениям;
  • проявляет большой интерес или исключительные способности к классификации;
  • часто задает вопросы о происхождении или функциях предметов;
  • проявляет большой интерес к естественнонаучным опытам и экспериментам;

творческого или продуктивного мышления

  • чрезвычайно пытлив и любознателен, способен с головой уходить в интересующее его занятие, работу;
  • демонстрирует высокий энергетический уровень (высокую продуктивность или интерес ко множеству разных вещей);
  • часто делает все по-своему (независим);
  • изобретателен в изобразительной деятельности, в играх, в использовании материалов и идей;
  • способен продуцировать оригинальные идеи или находить оригинальные решения.

общения и лидерства

  • легко приспосабливается к новым ситуациям;
  • другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям;
  • в окружении посторонних людей сохраняет уверенность в себе;
  • имеет тенденцию руководить играми или занятиями других детей;
  • с легкостью общается с другими детьми и со взрослыми;
  • другие дети часто обращаются к нему за советом и помощью.

художественной деятельности

Изобразительное искусство:

  • проявляет очень большой интерес к визуальной информации;
  • проводит много времени за рисованием или лепкой;
  • демонстрирует опережающую свой возраст умелость;
  • осознанно строит композицию картин или рисунков
  • его работы отличает отменная композиция, конструкция и цвет;

Музыка:

  • проявляет необыкновенный интерес к музыкальным занятиям;
  • чутко реагирует на характер и настроение музыки;
  • легко повторяет короткие ритмические куски; узнает знакомые мелодии по первым звукам;
  • с удовольствием подпевает.

двигательная

  • проявляет большой интерес к деятельности, требующей тонкой и точной моторики;
  • любит движение (бег, прыжки, лазание);
  • обладает широким диапазоном движения (от медленного к быстрому, от плавного к резкому);
  • прекрасно удерживает равновесие;
  • для своего возраста обладает исключительной физической силой, демонстрирует хороший уровень развития основных двигательных навыков (ходьба, бег, лазание, прыжки, умение бросать и ловить предметы).

 

Тест «Как определить способности Вашего ребенка?»

Предлагаемый тест поможет родителям определить, какие способности у ребенка наиболее ярко выражены: лингвистические, музыкальные, логико-математические, телесно-кинематические, пространственные способности, знание себя или знание других людей. Ответьте на следующие вопросы:

 1. Ваш ребенок превосходно запоминает стихи и отрывки телепередач?

2. Ваш ребенок замечает, когда Вы грустны или веселы?

3. Ваш ребенок задает вопросы типа: «Когда началось время?»

4. Ваш ребенок никогда не заблудится в незнакомом месте?

5. Ваш ребенок особенно грациозно движется?

6. Ваш ребенок любит слушать музыку и напевать мелодии.

 7. Ваш ребенок часто интересуется, откуда берутся гром и молния, почему идет дождь и т.д.?

8. Если Вы переставите слова в известной сказке, ребенок поправит Вас?

 9. Ваш ребенок быстро научился завязывать шнурки на ботинках и ездить на велосипеде?

10. Вашему ребенку нравится играть разные роли и ставить пьесы?

11. Во время автомобильных поездок Ваш ребенок запоминает особенности местности?

12. Ребенок любит слушать разные музыкальные инструменты и различать их, слыша звуки?

13. Ваш ребенок хорошо чертит карты и четко обозначает объекты?

 14. Ваш ребенок изображает мимически различные выражения и движения?

15. Ваш ребенок любит (ил) сортировать игрушки по размеру и цвету?

 16. Ваш ребенок способен связывать поступки с чувствами, например, может ли он сказать: «Я сделал так, потому что рассердился»?

17. Ваш ребенок любит рассказывать истории и это ему удается? 18. Ваш ребенок комментирует различные звуки?

19. Познакомившись с кем-то впервые, ребенок говорит: «Он мне напоминает того-то и того-то».

 20. Ваш ребенок может точно оценить свои возможности, определить, что он сумеет и чего не сумеет сделать?

 Пояснения:

Вопросы 1,8,17 - лингвистические способности.

Вопросы 6,12,18 - музыкальные способности.

Вопросы 3,7,15 - логико-математические.

Вопросы 5,9,14 - телесно-кинематические способности.

Вопросы 10,16,20 - знание себя.

Вопросы 2,10,19 - знание других людей.

 Вопросы 4,11,13 - пространственные способности.

Если Вы ответили «Да» на все три утверждения, соответствующие определенному виду способностей, это значит, что ребенок обладает ярко выраженными способностями этого типа.