Муниципальная дошкольная образовательная организация

"Ясли-сад комбинированного типа № 23 "РАДУГА" г. Харцызска

Понедельник, 22.12.2025, 22:47
Приветствую Вас, Гость

Тема №7

Межполушарная ассиметрия и речь

Цель - познакомить родителей с проблемой межполушарной ассиметрии и развития речи дошкольника

Многочисленные потоки информации ребёнок дошкольник осваивает при помощи системы регулирования процессов жизнедеятельности, так называемой билатеральной системы больших полушарий головного мозга. От органов чувств и от всех органов, имеющих чувствительность, идут нервные пути к каждому из двух полушарий головного мозга. В каждый определённый момент совместной работы головного мозга одно из полушарий является преимущественно информационным регулятором, а другое – энергетическим (Ананьев Б.Г. 1963). При работе одного из полушарий головного мозга другое уменьшает свою активность. Правое полушарие «обслуживает» в основном левую сторону тела: принимает большую часть информации от левого глаза, уха, ноги, руки и т.д. Левое полушарие «обслуживает» в основном правую сторону тела.

ПРАВОЕ ПОЛУШАРИЕ пространственное, интуитивное, эмоционально-образное. Оно схватывает проблему целостно, не дробит на части. Материал воспринимается целостно, лучше воспринимается интонационная сторона речи. Главная особенность правого полушария – восприятие выразительности звуков. При помощи правого полушария анализируется интонация голоса человека. Огромный мир музыки воспринимается правым полушарием. Информация перерабатывается быстро, мгновенно. Преобладают отрицательные эмоции (тревога, агрессивность, безысходность, депрессия, гнев, фобии и др.). Правое полушарие помогает сохранить длительное время впечатление от того, что видит человек. У левшей больше возможностей достичь успеха в качестве художников, архитекторов, музыкантов, спортсменов и т.п. Доминирует тип первой сигнальной системы «художники». Правое полушарие максимально развивается с 4 до 7 лет.

ЛЕВОЕ ПОЛУШАРИЕ рациональное, логическое, знаковое, речевое. Оно анализирует детали и части, выстраивает причинно – следственные связи и логические закономерности, классифицирует предметы и выстраивает схемы. Именно в левом полушарии расположены речевые центры, ответственные за мышечный акт произношения слов и за понимание речи. Информация перерабатывается медленно, последовательно. Преобладают положительные эмоции (радость, удовлетворение). Здесь формируется положительная мотивация деятельности и высокая самооценка.

Левое полушарие позволяет понимать обращенную речь, оперировать цифрами и математическими формулами, учить стихотворения и запоминать иностранные слова. Это тип «человека – мыслителя» Речевая деятельность занимает центральное место во второй сигнальной системе. Левое  полушарие максимально развивается с 9 до 12 лет.

Интересные  данные о роли полушарий мозга в речевом развитии отображены в практических трудах Р. Сперри, который проводил опыты с расщеплённым мозгом. После рассечения коммисуральных связей у людей каждое полушарие функционирует самостоятельно:

*информация о предмете, представленном в правом зрительном поле поступает только в левое полушарие. Испытуемый называет предмет и отбирает его правой рукой, может прочесть и написать слово. Дефект явно не выражен.

*информация о предмете представленном в левом зрительном поле поступает исключительно в правое полушарие. Испытуемый узнает  предмет и находит его, но назвать не может. Это проявляется дефицитарность левого полушария.

С лингвистическими способностями связано преимущественно ЛЕВОЕ полушарие, но и ПРАВОЕ полушарие также обладает, некоторыми языковыми функциями, т.е. ПРАВОЕ полушарие может понимать письменную речь.

И.П. Павлов в своей работе «Двадцатилетний опыт» писал:

«Жизнь отчётливо указывает на две категории людей «художников» и «мыслителей». И между ними резкая разница. …Но большинство людей принадлежат к среднему типу. Крайние «художники» и «мыслители» служат поставщиками нервных и психиатрических клиник».

Для полноценной гармоничной психической деятельности необходим взаимодополняющий и одновременно синхронный режим работы обоих полушарий головного мозга.

 

Упражнения, направленные на развитие правого полушария.

1. Упражнения на визуализацию.

Упражнения по визуализации способствуют воссозданию зрительных, слуховых, знаковых, осязательных, обонятельных и других образов, развивают мозолистое тело мозга.

Когда у вас найдется свободная минутка, посадите ребенка рядом с собой и предложите немного пофантазировать.

Давай закроем глазки и представим белый лист бумаги, на котором большими буквами написано твое имя. Представь, что буквы стали синими... А теперь - красными, а теперь - зелеными. Пусть будут зелеными, но лист бумаги вдруг стал розовым, а теперь - желтым.

А теперь прислушайся: кто-то зовет тебя по имени. Угадай, чей это голос, но никому не говори, сиди тихонько. Представь, что твое имя кто-то напевает, а вокруг играет музыка. Давай послушаем!

А сейчас мы потрогаем твое имя. Какое оно на ощупь? Мягкое? Шероховатое? Теплое? Пушистое? У всех имена разные.

Теперь мы будем пробовать твое имя на вкус. Оно сладкое? А может быть, с кислинкой? Холодное, как мороженое, или теплое?

Мы узнали, что наше имя может иметь цвет, вкус, запах и даже быть каким-то на ощупь.

А теперь откроем глазки. Но игра еще не окончена.

Попросите ребенка рассказать о своем имени, о том, что он видел, слышал и чувствовал. Немного помогите ему, напомните задание и обязательно поощряйте: "Как интересно!", "Ну надо же!", "Никогда бы не подумал, что у тебя такое замечательное имя!".

Рассказ окончен. Берем карандаши и просим нарисовать имя. Ребенок может рисовать все, что захочет, главное, чтобы рисунок отражал образ имени. Пусть ребенок украсит рисунок, использует как можно больше цветов. Но не затягивайте это занятие. Важно закончить рисовать в строго определенное время. Тут уж вы сами думайте, сколько отвести на рисование - медлительному малышу нужно минут двадцать, а торопыга нарисует все и за пять минут.

Рисунок готов. Пусть малыш объяснит, что значат те или иные детали, что он пытался нарисовать. Если ему сложно это сделать - помогите: "Что это нарисовано? А это? А почему ты нарисовал именно это?"

Теперь можете придумывать и другие игры, построенные на таком же принципе. Например: "Имя-цветок" - рисуем цветок, который мы могли бы назвать своим именем; "Я взрослый" - пробуем представить и нарисовать себя взрослым (как буду одет, как говорю, что делаю, как хожу и так далее); "Воображаемый подарок" - пусть малыш дарит воображаемые подарки своим друзьям, а вам рассказывает, как они выглядят, пахнут, какие на ощупь.

 

Для развития межполушарного взаимодействия используют следующие упражнения:

1. Колечко. Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

2. Кулак—ребро—ладонь. Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола; Вы­полняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе. Количество повторений — по 8—10 раз. При усвоении программы или при затруднениях в вы­полнении необходимо помогать командами («кулак—ребро—ла­донь», произнося ребенком вслух или про себя.

3. Лезгинка. Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Пра­вой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторите 6—8 раз. Добивайтесь высокой скорости смены положений.

4. «Симметричные рисунки» Дайте ребёнку фломастеры в обе руки и предложите нарисовать симметричные рисунки двумя руками. Не расстраивайтесь, если сразу не получится.

5. Ухо—нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

6. «Ассоциация». Бросая ребенку мяч, назовите любое слово, например, «Медведь», он в свою очередь должен представить медведя и подобрать ассоциацию к слову, например, «Лохматый, берлога, мед, спячка и т. д.» Возвращает мяч, называет слово (ассоциацию, и теперь ваша очередь подбирать ассоциацию к слову ребёнка. Игра будет интереснее, если соберётся вся семья.

7. «Час другой руки» Выберите определённый промежуток времени (10-20 минут) и договоритесь, что пока не зазвенит будильник, всё нужно делать левой рукой. Попробуйте и сами все действия выполнять не ведущей рукой.

8. «Зеркало» Станьте напротив ребёнка и выполняйте любые движения руками или ногами, или одновременно и руками, и ногами, подключайте голову, язык и т. д. Сделайте ребёнка своим отражением. Его задача – повторять ваши движения как в зеркале.