ТЕМА №2
Что такое интеллектуальная готовность к школе?

Цель - познакомить родителей с составными интеллектуальной готовности детей к школе
Интеллектуальная готовность ребенка к школе заключается в приобретении определенного кругозора, запаса конкретных знаний, в понимании общих закономерностей, лежащих в основе научных знаний.
У ребенка должна быть развита любознательность, желание узнавать новое. Достаточно высокий уровень сенсорного развития. А так же развиты образные представления, память, внимание, речь, мышление, воображение.
К 6-7 годам ребенок должен хорошо ориентироваться во времени, пространстве им ближайшем социальном окружении. ( знать свой адрес, название города, знать имена и отчества своих родных, кем и где они работают, хорошо ориентироваться во временах года, их последовательности и основных признаках, знать месяцы и дни недели, различать основные виды деревьев, цветов, животных).
Мышление у 6-ти летних детей в основном образное, опирающееся на реальные действия с предметами и замещающими их схемами, чертежами моделями.
Интеллектуальная готовность к школе предполагает также формирование у ребенка определенных умений. Например, умение выделить учебную задачу. Это требует от ребенка способности удивляться и искать причины замеченного им сходства и различия предметов, их новых свойств.
В сенсорном развитии дети должны овладеть эталонами и способами обследования предметов. Например, не ориентируются в тетради, допускают ошибки при написании букв, Р,Я,Б. Не различают геометрическую форму, если она в другом положении. Отсчитывают предметы справа налево и т.д.
В дошкольный период у ребенка должна быть развита звуковая культура речи (звукопроизношение и эмоциональная культура речи) Должен быть развит фонематический слух. Развита разговорная речь (выражать свои мысли ясно, передавать связно то, что слышал). Ребенок должен уметь выделить в рассказе главное.
Все психические процессы должны быть достаточно развиты. Ребенок должен уметь сосредоточить внимание на разной работе. Развитие восприятия, памяти, мышления позволят ребенку систематически наблюдать изучаемые предметы и явления. Позволяет ему выделять в предметах и явлениях существе
Данный аспект означает, что будущий первоклассник должен обладать определенным комплексом знаний и умений, который понадобится для успешного обучения в школе. Итак, что должен знать и уметь ребенок в шесть-семь лет?
1) Внимание.
• Заниматься каким-либо делом, не отвлекаясь, в течение двадцати-тридцати минут.
• Находить сходства и отличия между предметами, картинками.
• Уметь выполнять работу по образцу, например, с точностью воспроизводить на своем листе бумаги узор, копировать движения человека и так далее.
• Легко играть в игры на внимательность, где требуется быстрота реакции. Например, называйте живое существо, но перед игрой обсудите правила: если ребенок услышит домашнее животное, то он должен хлопнуть в ладоши, если дикое – постучать ногами, если птица – помахать руками.
2) Математика.
• Цифры от 0 до 10.
• Прямой счет от 1 до 10 и обратный счет от 10 до 1.
• Арифметические знаки: « », «-«, «=».
• Деление круга, квадрата напополам, четыре части.
• Ориентирование в пространстве и на листе бумаги: «справа, слева, вверху, внизу, над, под, за и т. п.
3) Память.
• Запоминание 10-12 картинок.
• Рассказывание по памяти стишков, скороговорок, пословиц, сказок и т.п.
• Пересказ текста из 4-5 предложений.
4) Мышление.
• Заканчивать предложение, например, «Река широкая, а ручей…», «Суп горячий, а компот…» и т. п.
• Находить лишнее слово из группы слов, например, «стол, стул, кровать, сапоги, кресло», «лиса, медведь, волк, собака, заяц» и т. д.
• Определять последовательность событий, чтобы сначала, а что – потом.
• Находить несоответствия в рисунках, стихах-небылицах.
• Складывать пазлы без помощи взрослого.
• Сложить из бумаги вместе со взрослым, простой предмет: лодочку, кораблик.
5) Мелкая моторика.
• Правильно держать в руке ручку, карандаш, кисть и регулировать силу их нажима при письме и рисовании.
• Раскрашивать предметы и штриховать их, не выходя за контур.
• Вырезать ножницами по линии, нарисованной на бумаге.
• Выполнять аппликации.
6) Речь.
• Составлять предложения из нескольких слов, например, кошка, двор, идти, солнечный зайчик, играть.
• Понимать и объяснять смысл пословиц.
• Составлять связный рассказ по картинке и серии картинок.
• Выразительно рассказывать стихи с правильной интонацией.
• Различать в словах буквы и звуки.
7) Окружающий мир.
• Знать основные цвета, домашних и диких животных, птиц, деревья, грибы, цветы, овощи, фрукты и так далее.
• Называть времена года, явления природы, перелетных и зимующих птиц, месяцы, дни недели, свои фамилию, имя и отчество, имена своих родителей и место их работы, свой город, адрес, какие бывают профессии.