Муниципальная дошкольная образовательная организация

"Ясли-сад комбинированного типа № 23 "РАДУГА" г. Харцызска

Понедельник, 22.12.2025, 22:47
Приветствую Вас, Гость

Тема №5

Развитие внимания будущего первоклассника

Цель - познакомить родителей с проблемой формирования внимания дошкольника.

Недостаточное развитие внимания у дошкольников при поступлении в школу создаёт немало проблем в обучении и самим детям, и их педагогам. При подготовке ребёнка к школе очень важно научить его сосредотачивать внимание на выполнении учебных заданий. Для многих детей – дошкольников необходимо планомерное формирование этого умения.

У дошкольников основные свойства внимания развиты ещё очень слабо: оно имеет небольшой объём, плохо распределяется, неустойчиво. Особенностью внимания дошкольников является то, что оно вызывается внешне привлекательными предметами. Сосредоточенным внимание остаётся до тех пор, пока у ребёнка сохраняется интерес к воспринимаемым объектам. К началу обучения в школе у ребёнка постепенно формируется произвольное вниманиеОно требует от ребёнка волевых усилий: приходится делать не то, что хочется, а то, что необходимо.

В последнее время всё чаще говорят о «дефиците внимания» - неспособности ребёнка сконцентрировать внимание в течение короткого промежутка времени. Ребёнок не только не способен завершить выполнение поставленной задачи, но и небрежен в её выполнении. На занятии он не может работать вместе со всеми детьми, он постоянно отвлекается на окружающие звуки или зрительные раздражители, не способен до конца выполнить задание, делает много ошибок, но не из-за непонимания, а из-за невнимательности. Рассеянность увеличивается по мере увеличения продолжительности выполнения задания, продуктивность работы у таких детей очень низкая.

О дефиците внимания у своего ребёнка родители обычно узнают в начале первого года обучения в школе. Так как внимание является важнейшей психической функцией, обеспечивающей успешность обучения, то в конце первого полугодия такой ребёнок уже заметно отстаёт в учёбе. Чтобы избежать таких проблем, родителям необходимо выяснить насколько соответствует развитие внимания возрастным нормам, а так же заняться тренировкой внимания у дошкольника.

Необходимо выяснить, может ли будущий школьник:

  • Заниматься одним делом (не обязательно интересным) в течение 20 – 30 минут.

При этом следует проанализировать насколько ребёнок сосредоточен на задании: ребёнок спокоен, у него сосредоточенный и устойчивый взгляд, устойчивое положение головы, частей лица позы, организованные жесты, твердая и уверенная речь (ребёнок внимателен) или же ребёнок невнимателен – он рассеян, отвлекается от дела, суетлив, неуравновешен; у него бегающий взгляд, беспорядочное многословие, неуверенность тревожность.

Взрослые должны помочь ребёнку в развитии у него произвольного внимания. Эта работа должна протекать в форме ненавязчивой игры. Начинать лучше с небольших заданий и постепенно увеличивать продолжительность работы.

Предлагаем Вам игры и упражнения, которые помогут в развитии и тренировке внимания у дошкольника.

«Найди различия»

Для проведения этой игры необходимо подготовить 2 пары картинок, содержащих по 10 – 15 различий. Ребёнка просят сравнить картинки в предложенной паре и назвать все их различия. Чем больше ребёнок назовёт различий, тем выше уровень развития внимания.

 

«Да и нет не говорить»

Предложите ребёнку ответить на вопросы. Запрещается говорить «да» и «нет». Вопросы: Ты любишь лето? Ты любишь солнце? Тебе нравиться купаться в реке? Ты любишь зиму? Ты любишь кататься на санках? Ты любишь, когда холодно? и т.д.

 

«Зачеркни букву»

Для развития устойчивости внимания дайте ребёнку небольшой текст (газетный, журнальный) и предложите, просматривая каждую строчку, зачёркивать какую – либо букву (например, «а»). Фиксируйте время и количество ошибок. Ежедневно отмечайте результаты. Если вы сделали всё правильно, то должно быть улучшение результатов – ознакомьте ребёнка с ними, порадуйтесь вместе с ним. В дальнейшем измените инструкцию: «В каждой строке зачеркни букву «а», а букву «б» подчеркни». Проводите это упражнение в соревновательной форме.

 «Найди слово»

   ТЗМКУНЦЗНИАКОТЕЛМАРТПОМЯЧ

   МСЛОНМШЦСОРЗЩНСПРЖЕАЕСОК

   МЛКЛОУНБАЫКРТЬАМАМАОИПСАЗ

   АРОТВУРАПАТШДРМШАРГЗКМУХА

Предложить ребёнку, умеющему читать. На листе напечатать буквы в случайном порядке (5 строчек). Ребёнок внимательно просматривает каждую строчку и пытается обнаружить среди случайных букв слова. Показатель успешности – число найденных правильных слов и скорость выполнения задания. Буквы и слова можно набрать на компьютере или написать от руки. Придумайте слова смешные, детям это всегда нравится.

«Расскажи, что увидел»

Разложите на столе несколько мелких предметов в количестве 12 – 15 штук. Это могут быть мелкие игрушки, пуговицы, карандаши, открытки, ключи, значки и т.п. Пусть ребёнок посмотрит несколько секунд на эти предметы, а потом перечислит, закрыв глаза, всё то, что увидел. Результат недостаточно высок, если ребёнок сумел назвать меньше 5 предметов, и очень высокий, если больше 9. Данное задание служит прекрасным упражнением для тренировки внимательности, если его выполнять регулярно.

 

«Не пропусти растение»

Называйте ребёнку различные слова: стол, берёза, книга, ромашка, карандаш, дом, дуб и т.д. Он должен, по договорённости, отреагировать на определённые слова. Ребёнок внимательно слушает и хлопает в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, растение. Во второй серии можно предложить, чтобы ребёнок вставал каждый раз, когда услышит слово, обозначающее животное. В третьей серии можно объединить первое и второе задание, т.е. ребёнок хлопает в ладоши при произнесении слова, обозначающего растение, и встаёт при произнесении, обозначающего какое – либо животное.

 

Желаем успехов!