Муниципальная дошкольная образовательная организация

"Ясли-сад комбинированного типа № 23 "РАДУГА" г. Харцызска

Понедельник, 22.12.2025, 22:47
Приветствую Вас, Гость

Как облегчить ребенку школьную жизнь?

Одна из главных задач воспитания - подготовить детей к тому, что ждет их за пределами уютного мира семьи и дома. К сожалению, дети очень часто терпят неудачу, поскольку их не научили, как вести себя в напряженной или потенциально опасной ситуации «на улице». Но ведь вы, родители, не можете быть рядом всегда, когда ребенку нужно принять решение, преодолеть трудности или прибегнуть к определенному навыку. Среди множества ситуаций, в которых дети должны уметь действовать самостоятельно, чтобы добиться успеха и избежать неприятностей, мы рассмотрим школьную жизнь. Вы обязательно должны знать, что происходит в жизни вашего ребенка, помогать ему советом и сочувствием, охотно помогать решать проблемы, с которыми ребенок сталкивается. Но даже этого недостаточно. Вы должны проявить понимание, а не осуждение и безразличие. Ребенок должен знать, что родители – на его стороне и то им очень хочется подготовить его к тому, чтобы делать правильный выбор, и помогать ему в этом. То, как идут у ребенка дела в школе, как он справляется с влиянием сверстников и преодолевает другие жизненные трудности, во многом зависит от того, насколько вы способны применять воспитательные навыки.

10 воспитательных действий для родителей:

 ГОВОРИТЕ ребенку, чего вы ожидаете от него в конкретных ситуациях, и какую поддержку вы ему можете оказать.

• РАЗГОВАРИВАЙТЕ с ребенком – именно в режиме диалога! – о том, что с ним произошло или может произойти, избегая осуждения и лишних эмоций.

• ПРИСЛУШИВАЙТЕСЬ к мыслям и соображениям ребенка безотносительно, кажутся ли они вам верными или нет. Выслушивание не предполагает согласия, но показывает, что вы интересуетесь жизнью ребенка и хотите знать, что ваш сын или дочь думают и чувствуют.

 ПОКАЗЫВАЙТЕ ПРИМЕР правильного поведения, которого вы ждете от своего ребенка. Бессмысленно говорить ребенку: «Делай, как я говорю, а не как я поступаю». Родители должны показывать ребенку, как соответствовать ожиданиям в повседневной жизни.

• ОБРАЩАЙТЕСЬ ЗА ПОМОЩЬЮ к профессионалам, как только она вам понадобится. Зачастую родители боятся или стыдятся попросить о помощи или они сильно шокированы поведением ребенка, что им не приходит в голову обратиться за помощью к специалисту. Никто не ждет, что у родителей будут готовы ответы на все вопросы, однако родители должны помогать ребенку их искать.

• СТИМУЛИРУЙТЕ ребенка закладывать прочный фундамент для взрослой жизни, прививайте ему навыки, формирующие характер.

• БУДЬТЕ РЯДОМ, предлагайте помощь, советы, поддержку и одобрение. Родители, которые хорошо знают своих детей и всегда открыты для общения, лучше справляются и с будничными, и с экстраординарными ситуациями.

• ПОЗВОЛЯЙТЕ РЕБЕНКУ БРАТЬ НА СЕБЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ за свои поступки. Не оправдывайте ребенка и не пытайтесь исправить то, что он сделал плохо, - но будьте рядом, чтобы направить ребенка в нужную сторону, не освобождая его от ответственности.

• НАПОМИНАЙТЕ ребенку. Что нужно сначала думать, а уж потом делать. Время от времени «повторяйте пройденное» прежде, чем ребенку придется столкнуться с той или иной проблемой. Не опекайте ребенка. Но по возможности дайте ему понять, что вы знаете о его неприятностях и готовы помочь.

• ПРОСЛЕЖИВАЙТЕ и успехи, и заботы ребенка до конца. Родители должны участвовать в повседневной жизни ребенка, чтобы знать, когда нужно прийти ем на помощь. По возможности снабжайте ребенка четкими указаниями – и устными, и письменными – по поводу правил, которые вы устанавливаете, последствий, которые ждут ребенка за их нарушение, и наград за их соблюдение.

 

Как помочь ребенку достичь успеха в школе.

Для некоторых детей школьные неприятности напрямую связаны с неуспеваемостью. Как правило, таким детям трудно читать и понимать прочитанное, запоминать сведения, необходимые для контрольных работ, писать сочинения. Иногда в таких случаях требуется вмешательство специалистов и оценка того, способен ли ребенок следовать школьной программе. Родителям таких детей обязательно нужно поделиться своими заботами со школьным психологом завучем классным руководителем. Эта «команда» выработает план помощи ребенку в тех областях, где он испытывают трудности. Однако часто проблемы, с которыми сталкиваются дети в школе, практически не имеют отношения к их успеваемости - они связаны с поведением ребенка и с неспособностью применять некоторые социальные навыки. Например, многие дети, которые в смысле успеваемости проигрывают на фоне одноклассников, просто не усвоили навык «Как следовать указаниям». Проще говоря, они не могут или не хотят выполнять домашние задания. Готовиться к контрольным, не прогуливать уроки – словом, не хотят делать все необходимое для хорошей успеваемости. Вероятно, эти дети не умеют просить о помощи или воспринимать критику со стороны учителя и отвлекаются на уроках, не слушаю то, что поможет им хорошо учиться. В общем, и целом большинство самых блестящих учеников – это те, кто умеет следовать указаниям и хорошо ведет себя на уроках. Этому они научились от родителей, учителей и других взрослых, которые рассказали им, какого поведения от них ожидают в школе, и помогли усвоить основные социальные навыки, необходимые для нормальной учебы. Дети, умеющие применять правильные социальные навыки, с гораздо большей вероятностью будут хорошо учиться. Еще одна причина школьной неуспеваемости – это недостаточное участие родителей в жизни ребенка. Если родители не играют активной роли в образовании ребенка, они тем самым учат его, что школа – это неважно. Если родители не считают школу главным условием роста и развития ребенка, разве можно ожидать, что ребенок будет относиться к ней серьезно?

Что могут сделать родители?

Чтобы улучшить успеваемость и поведение ребенка в школе, а также преодолеть школьные трудности по мере их возникновения, родители могут принимать дома и совместно с учителями определенные меры. Очень важно, чтобы вы были подключены к школьной жизни ребенка. Исследования доказывают, что успеваемость ребенка теснейшим образом связана с участием родителей в процессе обучения. Для начала неплохо каждый день спрашивать ребенка, как у него дела в школе, но останавливаться на это не следует. Обязательно посещайте школу, где учится ваш ребенок. Ни в коем случае не пропускайте родительские собрания. Вызывайтесь помогать учителю во всех случаях, когда это нужно, - во время экскурсий в зоопарк или музей, при организации школьных дискотек, при проведении олимпиад и т.д. Наберитесь мужества и войдите в родительский комитет. Обязательно беседуйте с завучем и учителями вашего ребенка – пусть они знают, кто вы, и обращаются к вам, как только возникнут сложности. Если вы будете участвовать в школьной жизни ребенка, никто не будет считать, что вы лезете не в свое дело. Ничего подобного: вы станете опорой для ребенка, для учителя и школы.

ДОМАШНИМ ЗАДАНИЯМ – ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ. Исследования показывают, а здравый смысл подтверждает, что чем больше ребенок занимается дома, тем лучше он учится в классе. Вот несколько советов, которые помогут детям делать уроки правильно и регулярно.

• ВЫДЕЛИТЕ РЕБЕНКУ МЕСТО, ГДЕ ОН БУДЕТ ДЕЛАТЬ УРОКИ. Проследите, чтобы у ребенка были чистый рабочий стол (либо кухонный, либо письменный в его комнате) и все необходимое для занятий (тетради, ручки, словари и т.д.);

• ВО ВРЕМЯ ПРИГОТОВЛЕНИЯ УРОКОВ ПОСТАРАЙТЕСЬ, ЧТОБЫ В ДОМЕ БЫЛО ТИХО. При необходимости выключайте телевизор и радио в соседних комнатах и постарайтесь минимизировать прочие отвлекающие факторы – например, сами подходите к телефону и. если звонят ребенку, говорите, что он не может подойти. Если у вас есть другие дети, особенно младшие, займите их чем-нибудь – прочитайте им сказку или выведите погулять.

• КАЖДЫЙ ВЕЧЕР В БУДНИ ОТВОДИТЕ ОПРЕДЕЛЕННЫЙ ПРОМЕЖУТОК ВРЕМЕНИ НА ЗАНЯТИЯ. Для младших школьников достаточно 30-40 минут, ученикам средней школы необходимо 45-1час.15 мин., старшеклассникам – 1,30 час.-2 или даже больше часов. Если ребенку не хватает этого времени, чтобы все доделать, увеличивайте время занятий.

• СЛЕДИТЕ, ЧТОБЫ РЕБЕНОК НАЧИНАЛ ДЕЛАТЬ УРОКИ ВО ВРЕМЯ, однако проявляйте гибкость. Если происходит что-то такое, что мешает ребенку делать уроки в положенное время, отступайте от режима дня. Главное – чтобы ребенок понимал: домашнее задание – сфера его ответственности, и они должны быть сделаны.

• ЕСЛИ ВАШЕМУ РЕБЕНКУ ТРУДНО УДЕРЖИВАТЬ ВНИМАНИЕ ДОСТАТОЧНО ДОЛГО, РАЗДЕЛИТЕ ВРЕМЯ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ НА НЕБОЛЬШИЕ ПРОМЕЖУТКИ. Например, некоторым детям, особенно маленьким, проще всего заниматься в течение 15 минут, потом делать небольшой перерыв и заниматься еще 15 мин. Если ребенок знает, что ему положен перерыв, он будет более сосредоточен на учебе во время занятий.

• ВРЕМЯ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ДОЛЖНО ВПИСЫВАТЬСЯ В РАСПОРЯДОК ДНЯ СЕМЬИ. Некоторым детям лучше всего садиться за уроки сразу после школы, но если у ребенка есть внешкольные занятия и оба родителя работают, а хотели бы ему помогать, лучше уделить урокам вечерние часы, но не поздние. Если вы выберите для занятий такое время, когда у ребенка будет немного помех, ему будет легче сосредоточиться, то вероятность того, что все задания будут выполнены, возрастет.

• ВЫБИРАЯ ВРЕМЯ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ НЕ ЗАБЫВАЙТЕ О «БАБУШКИНОМ ЗАКОНЕ» («ЕСЛИ ТЫ СДЕЛАЕШЬ ВСЕ УРОКИ, ТО ПОТОМ СМОЖЕШЬ ПОИГРАТЬ НА КОМПЬЮТЕРЕ»). Дети лучше делают уроки, если вы назначите время занятий перед тем, как они смогут посмотреть телевизор, поговорить по телефону, поиграть на компьютере или сходить в гости к друзьям.

• БУДЬТЕ РЯДОМ И НЕ УПУСКАЙТЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПОХВАЛИТЬ РЕБЕНКА за то, что он старается и не отвлекается. Это покажет ребенку, что вас всерьез интересует его учеба, и что вы отмечаете его усилия.

• ПОДАЙТЕ РЕБЕНКУ ПРИМЕР. Пока ребенок делает уроки, почитайте книгу, напишите письмо, составьте список покупок, поработайте на компьютере, подсчитайте расходы. Выключите радио и телевизор!

• ЕСЛИ РЕБЕНКУ ТРУДНО - ПОМОГИТЕ ЕМУ. Если вы не можете ответить на какой-то вопрос, предложите ребенку позвонить одноклассникам, а потом попросите рассказать вам, что он узнал: тогда вы оба все поймете.

• НЕ ПРОПУСКАЙТЕ ВРЕМЯ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ. Если ребенку ничего не задали, пусть в отведенное время для уроков он читает книги и журналы или делает дополнительные задания (рефераты). Ваша цель – сделать обучение непрерывным процессом. Если привычка читать у ребенка начала формироваться с чтения спортивного журнала – дайте ему спортивный журнал. Со временем ребенку обязательно захочется заглянуть и в другие издания.

А вот некоторые другие занятия, которые вы сможете предложить ребенку, если он говорит, что ему ничего не задали:

1. почитать вслух младшему брату или сестре

2. почитать статью, посвященную событиям в мире, проблемам питания, молодежной культуре или другой интересной теме

3. написать письма родственникам или друзьям

4. написать список дел на неделю

5. сделать что-то познавательное вместе с мамой и папой

6. помочь в учебе младшему брату или сестре

7. приготовить сюрприз к ближайшему празднику.